8 (495) 698 12 55
СТАТЬИ О ЯНТАРЕ

Легенды о янтаре и открытие электричества
Янтарные торговые пути
Включения в янтаре - инклюзы
Названия янтаря
Янтарные бури, самородки, шедевры и музеи
Украшения из янтаря и спелые груши
Янтарная комната

Янтарная комната

Расскажем еще одну историю о янтаре, которая продолжается более 300 лет и еще не окончена. Речь идет о Янтарной комнате. Судьба Янтарной комнаты овеяна легендами, тайнами, мифами, и драматическими событиями. Янтарная комната исчезла в середине сороковых годов, а 31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга состоялось официальное открытие воссозданного «восьмого чуда света».

Долго, кропотливо и непросто шла работа по воссозданию янтарной комнаты. Об облике утраченного оригинала можно было судить только по картинам, панно, фотографиям и описаниям очевидцев.
Одним из таких очевидцев был академик А. Е. Ферсман, который осмотрел Янтарную комнату перед войной. Знаменитый геохимик был поражен красотой и уникальностью творения рук человеческих. В книге «Рассказы о самоцветах» он сообщает о двух датах, выложенных янтарем: 1709 (год создания комнаты) и 1760 (год перенесения ее в г. Пушкин). Кроме того, Ферсман добавил, что Янтарная комната почти полвека украшала Зимний дворец, а затем была перенесена в Царскосельский дворец, перестроенный к тому времени Б. Растрелли. Далее Александр Евгеньевич приводит слова известного в прошлом знатока и любителя драгоценных камней Фелькерзама. Вот они в несколько развернутом виде.

«Комната является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей комнате невыразимую прелесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусочков полированного янтаря, почти однообразного желтовато-коричневого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырех из пяти человеческих чувств.
Эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого, все настолько скромно и гармонично, что иной посетитель дворца, пожалуй, пройдет по этому залу, не давая себе отчета в том, из какого материала создана облицовка стен, коробки окон и дверей и орнаменты на стенах. Больше всего напоминая мрамор, янтарная облицовка, однако, не производит впечатление холода и пышности, присущих мрамору, и при этом по красоте далеко превосходит облицовку из самого драгоценного дерева».

Идея Янтарного кабинета возникла в голове прусского короля Фридриха I (1657-1713). Правда, вначале его звали Фридрихом III, и он был курфюрстом Бранденбурга. Став в 1701 году королем, Фридрих повелел именовать себя Первым. Приязнь прусского короля к янтарю понятна: волны Балтийского моря издавна выносили на побережье его страны великолепный материал для художественных изделий.
По этому поводу М. В. Ломоносов писал: «Посмотрим на место, где янтарь находят и при чем. Прусские берега особливо показывают, что ловят его сетками на отмелых местах после сильных ветров».

Со времен Тевтонского ордена пруссаки дорожили янтарными россыпями, украшали свои замки солнечно-желтыми изделиями. У Фридриха I были янтарные шахматы, его дворец освещали свечи в янтарных канделябрах и подсвечниках, он пил пиво из янтарных кружек и курил янтарные трубки. Почему бы ему не работать в кабинете, целиком облицованном резными янтарными досками?

Воля монарха - закон. Художник Андреас Шлюттер по многочисленным эскизам вычертил проект художественного оформления. Затем за дело взялись мастера Готфрид Туров и Эрнст Шахт. Одну из янтарных панелей они датировали: «А о (то есть год) 1709». Из цельного янтаря они создали двадцать две стенных мозаичных панели и множество досок с мозаикой. Сверх того из янтаря были вырезаны многочисленные тюльпаны, розы, раковины, вензеля и прочие завитушки. Римские мозаичные пейзажи сочетались с резными фигурками, цветочные гирлянды - с аллегорическими изображениями.

При монтировке кабинета мастера подложили под янтарные пластинки серебряную фольгу для увеличения блеска. Работа была закончена в рекордно короткий срок. В 1711 году Фридрих I вошел в кабинет. Король и придворные были поражены золотистым сиянием комнаты. Казалось, что не из затвердевшей смолы, а из солнечных лучей было смонтировано это чудо.
Любоваться тонкими резными украшениями и мозаичными панно можно было часами. Так что скорее всего король не работал в Янтарном кабинете, а приводил сюда на экскурсии своих фавориток. Но он скоро умер.
Роль экскурсовода перешла к новому королю - Фридриху Вильгельму I (1688-1740), который взошел на трон в 1713 году. Как и отец, он решил именоваться Первым, но количество имен удвоил. Историки прозвали его «фельдфебелем на троне».

В 1716 году дворец Монбижу в Берлине посетила высочайшая экскурсия: император Петр I с приближенными. Темпераментный победитель шведов не удержался от восхищенных слов при виде янтарного чуда. На Востоке есть обычай: понравившуюся вещь хозяин обязан подарить гостю. И хотя Фридрих Вильгельм I королевствовал на Западе, ему пришлось расстаться с кабинетом. Тем более, что Пруссия была кровно заинтересована в дружбе с могучим соседом.

М. Пыляев сообщает, что позже Петр I отблагодарил-таки короля. В обмен за янтарные дощечки Фридрих Вильгельм I получил пятьдесят пять самых высокорослых русских солдат. Как бы то ни было, Петр I стал обладателем Янтарной комнаты. Для историков сохранилось письмо первого русского императора из Амстердама, датированное 7 января 1717 года, в котором он приказывает отправить разобранную комнату через Клайпеду в Петербург.

Вначале Янтарный кабинет был смонтирован в Зимнем дворце. В 1755 году по велению императрицы Елизаветы Петровны дворцовая гвардия на своих плечах перенесла янтарные панели в Царское Село. Здесь, в Екатерининском дворце, великий зодчий Бартоломео Растрелли и мастер Мартелли заново собрали комнату.
Бывший королевский кабинет был превращен в парадную залу. К янтарным панно добавились четыре мозаичных пейзажа из янтаря и агата, причудливые орнаменты из резного янтаря, золоченные под цвет янтаря бра и рамы зеркал. В таком виде Янтарная комната просуществовала без малого два века.

Великая Отечественная война застала Янтарную комнату врасплох. Враг наступал с такой скоростью, что сотрудники музея успели спрятать только мелкие янтарные изделия, резные фигурки, шкатулки. Все остальное достал ось врагу. Известный исследователь А. Роде осмотрел комнату и рекомендовал демонтировать ее. Что и было сделано за тридцать шесть часов, в противном случае солдаты исковыряли бы янтарные стены штыками (в Екатерининском дворце разместилась казарма). Янтарную комнату доставили в Кенигсберг, где она была смонтирована.

Многострадальную комнату вновь демонтировали в 1945 г. и спрятали в подвальчике ресторана «Блютгерихт». Здесь их видели в последний раз 6 апреля 1945 года. Затем комната исчезла.

После освобождения Екатерининский дворец лежал, по сути дела, в развалинах. Реставрационные работы начались буквально сразу. Янтарную комнату следовало сделать заново. Пришлось изучить архивные документы, восстанавливать технологические приемы прошлых веков, приобретать навыки забытой технологии.
Самый простой путь - выбрать лучшие довоенные фотографии и взять их за основу. Но янтарный зал неоднократно реставрировали, что не позволяло слепо копировать какую-то одну фотографию. Поэтому реставраторы пошли по сложнейшему пути: проанализировали все известные янтарные работы ХVIII века, которые могли бы служить аналогами, все сохранившиеся рисунки и чертежи».

В 1755 году, принимаясь за работу по устройству Янтарной комнаты, придворный архитектор Бартоломео Растрелли глазами художника внимательно рассмотрел работу Андреаса Шлюттера, Готфрида Турова и Эрнста Шахта. Он оценил ее как образец изобретательности, торжественной праздничности и высочайшего мастерства. Человеческие руки сотворили Янтарный кабинет в 1709 году, человеческие руки превратили его в Янтарную комнату в 1760 году, а в 2003 году человеческие руки вернули миру это уникальное янтарное произведение.

вернуться на страницу статьи о янтаре

перейти на страницу изделия из янтаря
разработка Skkatalog
Copyright © 2008-17, Картины из янтаря - сувениры, подарки, украшения